Химические методы переработки отходов резины
К этой группе относятся методы, приводящие к глубоким необратимым изменениям структуры полимеров. Как правило, эти методы осуществляются при высоких температурах и заключаются в термическом разложении (деструкции) полимеров в той или иной среде и получению продуктов различной молекулярной массы. К этим методам относятся сжигание, крекинг, пиролиз.
Сжигание отходов полимеров
В состав отработанной покрышки входят приблизительно 50 % каучука, 35 % наполнителей (преимущественно тех углерод), 6 % стального корда.
Резина имеет теплотворную способность около 8600 Ккал/кг, что превосходит уголь и несколько уступает нефти. Поскольку пока все еще сжигается очень большое количество нефти, с точки зрения сохранения сырьевой базы против сжигания шин нет никаких возражений кроме того, что сжигание шин – процесс более дорогой и менее экологичный. Сжигание отходов может быть использовано для получения тепловой энергии. Известны промышленные установки для сжигания изношенных покрышек, работающие в США, Германии, Великобритании, Швейцарии.
При разработке установок, как правило, предусматривается сжигание изношенных покрышек и других отходов без предварительной обработки (измельчения) и сортировки, возможность полного извлечения металлических компонентов и защиты окружающей среды от продуктов сгорания.
Существуют два способа сжигания с целью утилизации энергии: прямой и косвенный. В первом случае шины, грубоизмельченные или целиком, сжигают в избытке кислорода. Иногда грубоизмельченные шины добавляют к другому сжигаемому материалу для повышения его теплотворной способности (например, к бытовым отходам в установках для сжигания мусора). Во втором случае на сжигание поступает газ, полученный в процессах переработки изношенных шин, например, при пиролизе. Энергия горючего газа используется для получения горячей воды или водяного пара при помощи теплообменников. Установки для утилизации резины в качестве топлива могут иметь тип циклонных или цилиндрических печей, вращающихся и неподвижных. Загрузка утильного материала может быть периодической или непрерывной. В установке для сжигания отходов, разработанной фирмой “Гудьир” имеется специальный резервуар с охлаждающей водой для сбора металла. Сжигание изношенных шин может производится в печах для производства цемента. Производительность автоматизированного завода для сжигания шин может составлять около 200000 шин в год.
По сравнению со сжиганием нефти, использование изношенных резиновых изделий в качестве топлива характеризуется более высоким уровнем загрязнения окружающей среды газами от горения. Особенно затрудняет очистку газов высокое содержание серы в резине (до 2%). Нелетучая зола в продуктах сгорания шин, состоящая из соединений титана, окислов кремния, цинка отрицательно влияет на коэффициент полезного действия паровых котлов, так как осаждаясь
, загрязняет трубки теплообменника. Некоторым фирмам удалось разработать установки для сжигания покрышек с очисткой дымовых газов до норм, предписываемых требованиями охраны окружающей среды и выделением оксида цинка и металлического лома из золы.Одним из главных недостатков переработки отходов сжиганием является тот факт, что при сжигании изношенных шин, как и при сжигании нефти, уничтожаются химически ценные вещества, содержащиеся в материале изношенных шин.
Крекинг и пиролиз
Данные способы сочетают преимущества охраны окружающей среды и как базы для возможного получения ценных химических продуктов. Они основаны на термическом разложении отходов при отсутствии или большом дефиците кислорода с целью сохранения углеводородного сырья. Как и при крекинге нефти, при разрушении сетки вулканизованного каучука выделяются низкомолекулярные вещества, которые могут применяться в качестве химического сырья или использоваться как топливо. Деполимеризация вулканизатов при пиролизе наступает в результате разрыва поперечных связей и основных цепей сетки. В процессе пиролиза резиносодержащих изделий получают разнообразные продукты: газообразные (около 12%), твердые (около 36%), жидкие (35-52%),
соотношение между которыми зависит от условий проведения процесса. Газообразная фаза обычно состоит из смеси водорода, метана, окиси и двуокиси углерода, и низкомолекулярных предельных углеводородов. Выход жидких продуктов зависит от условий нагревания. В жидкой фазе находятся преимущественно изопрен, стирол, дипентен, трипентен, бутадиен и много других, чаще ненасыщенных соединений и нефтяные масла. Твердый остаток пиролиза содержит наполнители, окись цинка, термически неразложимые углеводороды каучука, и вторичные соединения.При термообработке целых и измельченных шин наиболее высокий выход масел наблюдается при 500оС, при 900оС отмечается наибольший выход газа. При этом выход продуктов определяется только температурой, а не размерами кусков шин. Из тонны резиновых отходов можно получить пиролизом 450-600 литров пиролизного масла и 250-320 кг пиролизной сажи, 55 кг металла, 10.2 м
3 пиролизного газа.Пиролиз можно проводить в инертной, восстановительной, окислительной или паровой среде. Технологически процесс может осуществляться в псевдосжиженном слое, который создается кварцевым песком, шарами из окиси алюминия, керамики, пиролизной сажей.
При проведении процесса термического разложения при давлении 100-300 атмосфер текстильный корд не удаляют, так как в процессе гидрокрекинга он разлагается на низкомолекулярные углеводороды. При этом исходный материал может подаваться как в измельченном виде, так и в виде целых покрышек с дальнейшим их термическим плавлением в экструдере.
Наибольший интерес из продуктов пиролиза, пригодных к повторному использованию является технический углерод. Однако большинство из существующих методов пиролиза не дает высококачественного технического углерода. Пиролизная сажа характеризуется высокой зольностью и низким усиливающим действием. Одной из областей ее использования может быть производство типографских красок.
Жидкие продукты пиролиза можно использовать в качестве пленкообразующих растворителей, пластификаторов, мягчителей для регенерации резин. Пек пиролизной смолы является хорошим мягчителем, который может использоваться самостоятельно или в смеси с другими компонентами. Тяжелая фракция пиролизата как добавка к битуму, использующемуся в дорожном строительстве, может повысить его эластичность, устойчивость к холоду
и влаге.Из газообразной фракции пиролиза можно выделять ароматические масла, пригодные для применения в производстве резиновых смесей. Низкомолекулярные углеводороды могут быть использованы в качестве сырья для органического синтеза и в качестве топлива.
К пиролитическим методам утилизации вулканизованных отходов можно отнести способы термического разложения их в среде углеводородных масел и в битуме. При разложении в среде масел получается суспензия сажи в тяжелом масле, которую можно использовать в качестве топлива вместо мазута, а в некоторых случаях включать в процесс получения каучука. При нагревании утильной резины в среде углеводородной жидкости в течение 0.1-50 часов при 204-427оС получают текучий маслоподобный продукт, который при дополнительной обработке превращается в смолу. Ее можно вводить в резиновые смеси в дозировках до 50 мас. ч. на 100 мас. ч. каучука. Растворение резиновой крошки в битуме при тех же условиях позволяет получать антикоррозионные и гидроизоляционные мастики и, кроме того,
применяться как добавка к дорожным битумам для повышения его эластичности и морозостойкости.Интерес к пиролизу обусловлен тем, что с его помощью можно утилизировать значительное количество любых видов отходов резины, а полученные продукты использовать в различных отраслях промышленности как сырье для производства асфальта, мастики, антикоррозийных покрытий и топлива.
Увеличению интереса к пиролизу резины способствовала установленная исследованиями возможность получения технического углерода, используемого в качестве наполнителя резины. Однако ни один из существующих до настоящего времени процессов пока не дал высококачественного технического углерода.